О ценностях и особенностях русской бизнес-культуры

О ценностях и особенностях русской бизнес-культуры

О ценностях и особенностях русской бизнес-культуры. Давайте побеждать дикость вместе. 

Значимое — это например: сделать мир лучше, повысить качество жизни, исправить чудовищную ошибку, не дать чему-то хорошему закончиться. Да, может показаться, что в нашем рациональном мире неуместно упоминать о помощи кому-либо в контексте открытия бизнеса. Ведь ваша основная задача — получение прибыли, да и сам бизнес на первых порах уязвим. Однако действительно хорошая идея бизнеса всегда в основе своей имеет создание чего-то хорошего. Кроме того, создавать что-то значимое — является сильной мотивацией. Делать мир лучше — не гарантирует успех, но если вас ждет неудача, то, по крайней мере, вы потерпите ее в благородном деле.

Гай Кавасаки ­- Венчурный капиталист из Кремниевой долины,
разработчик концепции «
евангелизма» компании Apple Computer.

Рождение бизнеса в России было стихийным, и родился он не путем реформирования, а путем скачкообразных резких изменений. Есть мнение, что до сих пор еще бизнес в России находится на переходном этапе. Именно на этапе максимально быстрой капитализации  общечеловеческие ценности  в бизнесе во многом теряют свою значимость.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что часто у компаний  нет основ, на которых бы базировались их правила поведение в бизнесе.  Мы говорим не  про юридическую сторону вопроса, а про социальную модель поведения компании на рынке.  Как компания ведет себя на рынке, во многом зависит от тех ценностей, которые в ней культивируются.  А ценности – как базовая составляющая линии поведения, порой могут отличаться, в этот переходный период «накопительства капитала», от общечеловеческих ценностей. И такая линия поведения компании начинает идти в разрез с моралью и этикой деловой среды.

Ценностный подход как основа успешного бизнеса – проблема, особенно актуальная для России, где ценности меняются гораздо медленнее показателей экономики. Существует даже концепция особого пути (так называемая path dependence – зависимость от предшествующего развития), с которого Россия не сможет свернуть, в том числе в силу давно сформированного и устоявшегося менталитета.

Можно предположить, что для современных компаний сейчас еще идет этап,  которому присуща  основополагающая  ценность — это получение максимальной прибыли в минимально короткие сроки, без заботы о формировании положительного образа своей компании на рынке.  И эта гонка за прибылью заставляет компании и  людей в них «закрываться», быть недоверчивыми, не остается времени подумать (разрабатывать и внедрять, поддерживать) о ценностях внутри компании.   Плюс, как еще один фактор, который заставляет многие компании быть «закрытыми»  — это постоянная игра «в прятки» с многочисленными государственными и полугосударственными  проверяющими и контролирующими структурами, особенно это касается среднего и малого бизнеса. И эта игра «в прятки» (недомолвки, обман, искажение информации и т.д.)    переносится и на все другие аспекты жизни компании – на отношения с сотрудниками, отношения между отделами и подразделениями внутри самой компании, партнерами, клиентами. Компании усиленно стараются оставаться «закрытыми», а это рождает уже определенный стиль поведения руководителей и сотрудников.  Как следствие, что мы получаем? Поведение компании рождает и закрепляет за ней на рынке определенный образ.

Отрицательное распространяется быстрее положительного и остается в сознании на долгие года

Об отрицательных образах компаний можно сейчас прочесть из различных источников, коими полон Интернет, это так называемые сайты «антиработодателей».  На этих сайтах много мнений оскорбленных поведением компании сотрудников, бывших  партнеров. Там, конечно, есть и не совсем  объективные мнения,  но всё же большое количество отрицательных отзывов уже заставляет задуматься о благонадежности компании, о том, какими же ценностями она живет. А главное о том, что в нашем небольшом городе эти компании совсем не заботятся о поддержании позитивного образа своей компании. Отрицательная репутация по «сарафанному радио» распространяется по городу очень быстро и остается в умах людей на долгие годы.

В процессе подбора в компанию, о которой есть стойкий негатив на рынке, мы всегда пытаемся разобраться в причинах его породивших. Пример из практики:

У компании «Х» около 4 лет назад, в связи со стратегическими изменениями, произошла смена очень большого количества персонала, компания долгое время не могла выбрать правильный курс, в связи с этим происходили постоянные организационно-штатные изменения. Люди выходили из компании с непониманием и озлобленностью. На настоящий же момент компания «Х» успешна на рынке, расширяет производство, служба персонала руководствуется политикой удержания и «заботы» о персонале.  Подбирая ключевого сотрудника для этой компании, мы постоянно сталкивались с тем, что узнав, в какую компанию требуется специалист, профессионалы отказывались от предложения данной позиции  из-за стойкой негативной  репутации. А когда мы пытались выяснить, что конкретно они знают про компанию, то это были только  общие фразы… конкретики не было.  Ну и как результат – это  долгий процесс подбора, постоянное доказательство кандидатам уже изменившейся, т.е. положительной репутации в компании. Кандидата мы подобрали, он был из пригорода и  не знал про негатив на рынке о данной компании.

Вывод простой и очевидный всем, но почему-то не все ему стараются следовать: «…береги честь смолоду!». Один вариант –  это своевременно информировать людей о грядущих в компании изменениях,  поступательно (а не рывками) проводить структурные и штатные изменения, объясняя процесс персоналу, другой – продуманность действий априори, просчет рисков, связанных с основными ресурсами бизнеса – человеческими (а может быть ценных сотрудников сделать соратниками при постановке новых целей?)

Ценностный уровень  компании является основой, на которой рождается уровень деловой культуры. Отсюда прямая зависимость,  какими ценностями живет компания, такова в ней и деловая культура, которую она транслирует.  А уровень деловой культуры легко оценить даже «невооруженным взглядом».

Национальные особенности «деловой культуры».

Деловой этикет в России сегодня только складывается: частично из дореволюционного опыта, частично из советского, а частично из западного. Эта гремучая смесь  определяет в настоящее время поведение большинства российских бизнесменов. Этика бизнеса – деловая этика, в основе которой лежат основные универсальные этические нормы: честность, умение держать слово, добропорядочность. Например, ранее, было такое понятие, как «купеческое слово».

Дейл Карнеги еще в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих западных исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения. А вот, что мы имеем на деле:

Отношение к документам и переписке: особое отношение к печатному слову и разного рода бумагам и предписаниям. Если для западного мира официальная бумага имеет большой вес и значение, то в России есть любимое слово «формальность», означающее, что данная бумага формально необходима, но ничего по существу не значит. Часто ее не только выполнять, но и читать никто не будет.  Грамотность. Зачастую изложение мыслей на бумаге носит настолько запутанный характер или настолько неисчерпывающий, что требует домысливания. Все документы или письма, должны быть изложены грамотным и ясным языком, а также иметь содержательно весомую информацию для адресата. Своевременность. Многие представители бизнеса отсрочивают обмен документами, теряют  (и не раз) договоры и сопутствующие договорам документы, а также не отвечают своевременно на электронные письма или забывают, что в них наобещали.

«Точность – вежливость королей», истина избитая, но не потерявшая  актуальности и сейчас. Мало того, что опаздывать для многих бизнесменов считается нормой, бывает, про встречу просто забывают, не приходят, даже не предупредив заранее, особенно если встреча с тобой не несет для представителя компании прямой выгоды. (Вспоминаем тут опять о базовом уровне в  такой компании, наверняка это ценность – получения прибыли!).

Отношение к платежам. Даже, если подписаны все документы, платежи с легкостью не оплачиваются, и сроки стараются тянуть по максимуму. Здесь мы не говорим об официальных отсрочках платежей, а просто не платят и всё. И идея тут проста, если от «тебя» сейчас не зависит выгода компании, то «ты» можешь и подождать…

Тон общения. Встречается несколько моделей поведения: «ты мне обязан, а не я тебя»,  что я буду перед тобой распинаться!»; с одними «выгодными» клиентами общение в одном тоне, с «мелкими» – в другом: «Да, я такой, мрачный и агрессивный – принимайте уж меня, таким как есть». Любезность, доброжелательность и приветливость в деловом общении – это признак уважения.  В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

Коммуникативная «закрытость». Синдром тотального недоверия лежит в основе данного явления. Как следствие, упущенная информация — упущенная выгода. Проверьте себя на наличие этих потерь, ответив на вопросы: Общаетесь ли вы «открыто» со своими конкурентами? Общаетесь ли вы со своими  клиентами? (не при продаже и постпродажном обслуживании) Ведь никто лучше, чем ваш клиент не знает ваш товар. Например, с таким вопросом: «А что бы вы порекомендовали для улучшения нашего товара/услуги?» Обращаетесь ли вы за консультационной помощью? Стараетесь ли Вы участвовать в бизнес-мероприятиях, которые позволяют рассказывать о своей деятельности, разработках, о компании и сотрудниках, о ее успехах и изменениях?

Даже наши партнеры, с которыми мы работаем по проектам подбора персонала, не всегда обращаются за другой консультационной помощью. А зря! Ведь консалтинговые компании, такие как наша,  имеют огромные возможности консультирования по большому  количеству бизнес-моделей (успешных и не очень — они все перед нами и нам есть, с чем сравнивать), систем управления персоналом, систем оплаты труда, формирования и разработки системы мотивации в компании и т.д.  Всё это примеры того, что можно получить совершенно в свободном доступе в виде консультационной помощи. Необходимо лишь избавится от внутренних барьеров, не боятся спрашивать и самому давать открытые и честные ответы.

 

Из этих внешних составляющих складывается образ компании. Эти внешние составляющие можно поменять и изменить в лучшую сторону, но лишь при одном условии – готовности к изменениям в основе «деловой культуры» —  ценностях. 

Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ  проводила исследование (выборка 222 слушателя MBA) результатом которого стал следующий вывод: Сегодня имеет место ценностный конфликт, с одной стороны, бизнесмены понимают значимость этических норм, человеческого капитала и честности, а  с другой – в текущей российской ситуации приходится часто действовать по другим принципам.

И это радует, что всё-таки понимание важности следования общечеловеческим ценностям (и морали) в бизнесе есть. А значит, в скором времени, мы сможем надеяться на увеличение количества компаний, заботящихся о своем положительном образе на рынке, строящих свое  поведение, основываясь на ценностях морали, деловой этики и культуры поведения.  С оговоркой на то, чтобы наше государство позволяло бы компаниям быть «открытыми» и не действовать «по другим принципам».

С надеждой на позитивные образы компаний нашего Барнаула
и максимальную открытость в отношениях,
ваша
Persona Grata